Вентиляция супермаркетов - УКЦ

Мы продолжаем публикацию отдельных глав из книги "Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию, испытанию и наладке" Группы Компаний "ТермоКул".

В этом выпуске представлена глава 20.

Рис. 20.1 Типовая схема супермаркета

Торговый зал площадью более 17 000 м2 с равномерным распределением покупателей и кассовая зона с местным сосредоточением, особенно в выходные дни.

Зона магазинов по фасаду здания перекрывает потоки тепла от солнечной радиа-ции, идущие в здание, защищая от нее торговый зал, так как боковые и задние стены супермаркетов обычно глухие.

Технические решения по магазинам традиционные, типовые: подача воздуха сверху через плафоны веерными либо коническими струями при высоте потолка 3-6 м и удаление тоже сверху через решетки или плафоны. Эти решения регламентируются СНиП 2.04.05-91* 2003 г. и МГСН 4.13-97.

Системы отопления для магазинов, обычно принадлежащие разным владельцам, должны быть автономными с узлами учета для осуществления адресного расхода тепла. Системы отопления обычные, водяные с термостатическими вентилями, двухтрубные, с попутным движением воды и температурой теплоносителя, не превышающей параметры: tг = 95°С, t0 = 70°С.

Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года приведены в таблице 20.1.

Для систем вентиляции и кондиционирования встроенных и встроено-пристроенных магазинов расчет воздухообмена производится по тепловому и воздушному балансу и проверяется по кратности и нормативам подачи свежего воздуха.

Тепло- и влаговыделения от покупателей рассчитываются по нормам легкой работы, от работающего персонала — по нормам работы средней тяжести. Количество женщин как среди покупателей так, и среди работающего персонала принимается в размере 60% от общего числа.

Количество людей, находящихся в торговых залах магазинов, следует определить по технологическому заданию или исходя из площади торгового зала, занятого одним человеком:

  • 6 м2 для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;
  • 5 м2 для других непродовольственных магазинов и для всех продовольственных.

В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров принимается из расчета:

  • одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;
  • одно рабочее место на 160 м2 в непродовольственных магазинах.

Норматив подачи свежего воздуха: 20 м3/ч на покупателя и 60 м3/ч на работника магазина.

Параметры воздуха в теплый период для пристроенных магазинов и торгового зала супермаркета:

tв = 25°С; в 60%. Это параметры кондиционирования 2-го класса.

Нормативный воздухообмен обычно выполняет общая приточная система, а дефицит по холоду в теплый период снимается либо сплит-системами, отдельно по магазинам, либо фанкойлами, работающими от чиллера с автономными узлами учета холода.

Требуемое количество наружного воздуха для торгового зала супермаркета составит:

Lн = 3000.20 + 200.60 =72000 м3/ч.

Транспортирование и равномерная раздача такого количества воздуха весьма проблематичны. Решение — децентрализация приточных систем. Если подвесить приточные агрегаты на высоте 6-8 м над уровнем пола с расчетом один агрегат на площадь обслуживания 24х24 м с забором воздуха с крыши супермаркета вертикальным воздуховодом, очисткой воздуха в фильтре и последующим нагревом или охлаждением и подачей компактной струей через регулируемую решетку вниз, такое решение позволит значи-тельно снизить капитальные затраты и обеспечить свежим воздухом весь торговый зал. Число агрегатов составит 30 единиц с подачей 2400 м3/ч каждый.

Вытяжные системы с той же подачей следует выполнить в виде естественной вытяжки из верхней зоны помещения. Пятнадцать шахт размером 1000×1000 мм, снабженных зонтами, утепленными клапанами с электрообогревом створок, поддоном, соединенным с дренажной системой, справятся с этой задачей. Скорость воздуха в каждой шахте составит 1,3 м/с.

Как быть с отоплением? Тепловые потери корпуса при его высоте 10 м составят 726 кВт при внутренней температуре tв = 16°С, наружной tн = -26°С и удельной тепловой характеристике qуд = 0,1 Вт/м3 °С. Отопление должно быть воздушным и выполняться теми же подвесными агрегатами. Тепловая мощность каждого из них должна быть:

726/30 = 24,2 кВт.

Подвесные агрегаты должны работать в режиме полной рециркуляции, то есть забирать воздух из верхней зоны и подавать вниз. Температура перегрева воздуха составит:

 1 кБайт

Это несколько выше допустимой в 45°С, следовательно, к системам воздушного отопления следует подключить еще несколько агрегатов.

Для расчета теплого периода нужно определить тепловыделения (по явному теплу):

от покупателей при tв = 25°С

от обслуживающего персонала при tв = 25°С

от освещения при освещенности 400 лк; qуд = 30 Вт/м2

от работающих экспонатов (телевизоры, осветительная аппаратура, кассовые аппараты и т.п)

3000.65 = 195 000 Вт

200.70 =14 000 Вт

518 000 Вт

63 000 Вт

Итого: 790 000 Вт

Для снятия теплоизбытков дополнительно монтируем еще 4 линии (1 дополнительная линия над кассовой зоной) по 10 агрегатов (через 24 м каждый) с целью только охлаждения воздуха. Холодопроизводительность каждого из них (с учетом 30 шт., которые снабжают наружным воздухом торговый зал) составит: 790000 : 70 =11300 Вт.

При подаче через каждый агрегат 2400 м3/ч или G= 2880 кг/ч (однотипные с приточными) воздух будет охлаждаться на температуру:

 1 кБайт

и с температурой притока:

tn = tв — t = 25 -14 = 11°С спускается вниз с высоты 6-8 метров.

Следует предусмотреть установку 4 чиллеров (предварительно разбив зал на 4 зоны) холодильной мощностью 200 кВт каждый.

В складских помещениях следует предусмотреть обычную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена в соответствии с таблицей 20.1.

 

№ п/п Помещения Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений
приток вытяжка
1 Торговые залы магазинов площадью 400 м2 и менее:      
продовольственных 16 1
непродовольственных 16 1
2 Торговые залы магазинов площадью более 400 м2:      
продовольственных 16 По расчету  
непродовольственных 16 По расчету  
3 Разрубочная 10 3 4
4 Разгрузочные помещения 10 По расчету  
5 Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные 16 2 1
6 Кладовые (неохлаждаемые):      
хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов, 16 0.5
овощей, солений, вина, пива, напитков; 8 1
обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов; 16 2
прочих товаров 16   0.5
7 Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) 16 2 2
8 Гладильные 16 По расчету  
9 Камеры для мусора (неотапливаемые) 1
10 Помещение для механизированого прессования бумажных отходов 16 1.5
11 Помещения для хранения:      
упаковочных материалов и инвентаря 16 1
12 контейнеров обменного фонда 1
13 тары 8 1
14 уборочного инвентаря, моющих средств 16 1.5
15 Бельевая 18 0.5
16 Мастерские, лаборатории 18 2 3
17 Охлаждаемые камеры для содержания:      
мяса, полуфабрикатов, гастрономии 0
рыбы -2
овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков 4 4 4
мороженого, пельменей -15
пищевых отходов 2 10
18 Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением 5 По расчету  
19 Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением 5 2 3
20 Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ 18 1
21 Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи 16 1
22 Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала 16 50 м3/ч на унитаз
23 Душевые 25 5
24 Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) 20 60 м3/ч на унитаз
25 Помещения приема и выдачи заказов 16  

 

Продолжение отдельных глав из книги "Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию, испытанию и наладке" Группы Компаний "ТермоКул" читайте в слеюущих номерах.