Вентиляция супермаркетов - УКЦ
Мы продолжаем публикацию отдельных глав из книги "Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию, испытанию и наладке" Группы Компаний "ТермоКул".
В этом выпуске представлена глава 20.
Рис. 20.1 Типовая схема супермаркета
Торговый зал площадью более 17 000 м2 с равномерным распределением покупателей и кассовая зона с местным сосредоточением, особенно в выходные дни.
Зона магазинов по фасаду здания перекрывает потоки тепла от солнечной радиа-ции, идущие в здание, защищая от нее торговый зал, так как боковые и задние стены супермаркетов обычно глухие.
Технические решения по магазинам традиционные, типовые: подача воздуха сверху через плафоны веерными либо коническими струями при высоте потолка 3-6 м и удаление тоже сверху через решетки или плафоны. Эти решения регламентируются СНиП 2.04.05-91* 2003 г. и МГСН 4.13-97.
Системы отопления для магазинов, обычно принадлежащие разным владельцам, должны быть автономными с узлами учета для осуществления адресного расхода тепла. Системы отопления обычные, водяные с термостатическими вентилями, двухтрубные, с попутным движением воды и температурой теплоносителя, не превышающей параметры: tг = 95°С, t0 = 70°С.
Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года приведены в таблице 20.1.
Для систем вентиляции и кондиционирования встроенных и встроено-пристроенных магазинов расчет воздухообмена производится по тепловому и воздушному балансу и проверяется по кратности и нормативам подачи свежего воздуха.
Тепло- и влаговыделения от покупателей рассчитываются по нормам легкой работы, от работающего персонала — по нормам работы средней тяжести. Количество женщин как среди покупателей так, и среди работающего персонала принимается в размере 60% от общего числа.
Количество людей, находящихся в торговых залах магазинов, следует определить по технологическому заданию или исходя из площади торгового зала, занятого одним человеком:
- 6 м2 для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;
- 5 м2 для других непродовольственных магазинов и для всех продовольственных.
В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров принимается из расчета:
- одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;
- одно рабочее место на 160 м2 в непродовольственных магазинах.
Норматив подачи свежего воздуха: 20 м3/ч на покупателя и 60 м3/ч на работника магазина.
Параметры воздуха в теплый период для пристроенных магазинов и торгового зала супермаркета:
tв = 25°С; в 60%. Это параметры кондиционирования 2-го класса.
Нормативный воздухообмен обычно выполняет общая приточная система, а дефицит по холоду в теплый период снимается либо сплит-системами, отдельно по магазинам, либо фанкойлами, работающими от чиллера с автономными узлами учета холода.
Требуемое количество наружного воздуха для торгового зала супермаркета составит:
Lн = 3000.20 + 200.60 =72000 м3/ч.
Транспортирование и равномерная раздача такого количества воздуха весьма проблематичны. Решение — децентрализация приточных систем. Если подвесить приточные агрегаты на высоте 6-8 м над уровнем пола с расчетом один агрегат на площадь обслуживания 24х24 м с забором воздуха с крыши супермаркета вертикальным воздуховодом, очисткой воздуха в фильтре и последующим нагревом или охлаждением и подачей компактной струей через регулируемую решетку вниз, такое решение позволит значи-тельно снизить капитальные затраты и обеспечить свежим воздухом весь торговый зал. Число агрегатов составит 30 единиц с подачей 2400 м3/ч каждый.
Вытяжные системы с той же подачей следует выполнить в виде естественной вытяжки из верхней зоны помещения. Пятнадцать шахт размером 1000×1000 мм, снабженных зонтами, утепленными клапанами с электрообогревом створок, поддоном, соединенным с дренажной системой, справятся с этой задачей. Скорость воздуха в каждой шахте составит 1,3 м/с.
Как быть с отоплением? Тепловые потери корпуса при его высоте 10 м составят 726 кВт при внутренней температуре tв = 16°С, наружной tн = -26°С и удельной тепловой характеристике qуд = 0,1 Вт/м3 °С. Отопление должно быть воздушным и выполняться теми же подвесными агрегатами. Тепловая мощность каждого из них должна быть:
726/30 = 24,2 кВт.
Подвесные агрегаты должны работать в режиме полной рециркуляции, то есть забирать воздух из верхней зоны и подавать вниз. Температура перегрева воздуха составит:
Это несколько выше допустимой в 45°С, следовательно, к системам воздушного отопления следует подключить еще несколько агрегатов.
Для расчета теплого периода нужно определить тепловыделения (по явному теплу):
от покупателей при tв = 25°С от обслуживающего персонала при tв = 25°С от освещения при освещенности 400 лк; qуд = 30 Вт/м2 от работающих экспонатов (телевизоры, осветительная аппаратура, кассовые аппараты и т.п) |
3000.65 = 195 000 Вт 200.70 =14 000 Вт 518 000 Вт 63 000 Вт Итого: 790 000 Вт |
Для снятия теплоизбытков дополнительно монтируем еще 4 линии (1 дополнительная линия над кассовой зоной) по 10 агрегатов (через 24 м каждый) с целью только охлаждения воздуха. Холодопроизводительность каждого из них (с учетом 30 шт., которые снабжают наружным воздухом торговый зал) составит: 790000 : 70 =11300 Вт.
При подаче через каждый агрегат 2400 м3/ч или G= 2880 кг/ч (однотипные с приточными) воздух будет охлаждаться на температуру:
и с температурой притока:
tn = tв — t = 25 -14 = 11°С спускается вниз с высоты 6-8 метров.
Следует предусмотреть установку 4 чиллеров (предварительно разбив зал на 4 зоны) холодильной мощностью 200 кВт каждый.
В складских помещениях следует предусмотреть обычную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена в соответствии с таблицей 20.1.
|
Продолжение отдельных глав из книги "Системы вентиляции и кондиционирования. Рекомендации по проектированию, испытанию и наладке" Группы Компаний "ТермоКул" читайте в слеюущих номерах.