Замена компрессора - УКЦ
Вопрос о замене компрессора на практике возникает довольно часто. При замене компрессоров работники сервисной службы в первую очередь руководствуются правилом — заменяемый компонент должен соответствовать оригиналу производителя. Так ли это важно? Что делать, если нет возможности использовать оригинальный компрессор, в силу его отсутствия?
Необходимо сделать акцент на чисто геометрическую совместимость компоновочной схемы (совместимость посадочных мест, физический объем компрессора, угол разворота осушителя и так далее).
Наиболее прогнозируемым параметром является соответствие основания компрессора по посадочным местам. Традиционно для крепления роторного компрессора, в наружных блоках используется трехточечное основание в виде равностороннего треугольника. В таблице, подготовленной на базе информации производителей компрессоров, приведены данные о диаметрах оснований роторных компрессоров следующих марок (см. таблицу).
Таким образом, для оборудования с малой холодопроизводительностью (5,000-9,000 BTU), используются в основном компрессоры с диаметром основания 160 или 150 мм. Для моделей с номинальной холодопроизводительностью 12,000 BTU и выше практически все производители используют основание диаметром 176 мм. Из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что в качестве альтернативы можно использовать компрессор любого производителя с аналогичной холодопроизводительностью.
Как показывает практика, замена вышедшего из строя компрессора любой холодильной машины и, в частности, бытового кондиционера требует выполнения определенных правил, пренебрежение которыми может привести к тому, что выполненная работа и материальные затраты окажутся напрасными и новый компрессор преждевременно выйдет из строя.
Среди причин выхода компрессора из строя отметим следующие:
- нарушение правил монтажа кондиционера;
- нарушение правил эксплуатации кондиционера;
- использование некачественных материалов при монтаже и обслуживании кондиционера;
- заводской брак.
Типичными ошибками монтажа являются:
- отсутствие вакуумирования фреоновой магистрали или недостаточное вакуумирование. Следствие — повышенное давление конденсации, наличие водяных паров во фреоновом контуре. Результатом как правило является пробой изоляции обмотки двигателя компрессора;
- нарушение правил монтажа фреоновых магистралей, а именно: несоблюдение уклонов, отсутствие маслоподъемных петель, слишком длинные магистрали, заломы труб. Следствие — нарушение системы смазки компрессора;
- некачественное соединение фреоновых трубопроводов;
- попадание посторонних предметов в трубопроводы (стружка остатки припоя и флюса, мусор).
Нарушение правил эксплуатации кондиционеров, к сожалению, занимает далеко не последнее место среди причин выхода из строя компрессоров бытовых кондиционеров. Наиболее характерные из них:
- включение кондиционера с реверсивным циклом на "тепло" при температурах окружающего воздуха ниже — 5°С;
- включение кондиционера в режим "тепло" или "холод" при утечке хладагента.
Оба эти нарушения приводят к тому, что двигатель герметичного компрессора, который, как известно, охлаждается парами хладагента перегревается, меняются смазочные свойства масла, ухудшается сопротивление изоляции, компрессор выходит из строя.
|
Кроме того, опасность включения кондиционера на "тепло" зимой, заключается в возможном повреждении клапанной системы компрессора из-за попадания в него жидкого, не испарившегося при низкой температуре хладагента (гидроудар).
Без кислоты | С кислотой |
Что касается использования некачественных комплектующих в процесе монтажа, то это в первую очередь относится к медным трубам низкого качества, иногда с мусором или стружкой внутри или же хлада гентов с повышенной влажностью, что чревато поломкой компрессора.
Заводской брак при изготовлении компрессоров, к счастью, явление достаточно редкое.
Перед заменой компрессора необходимо составить оптимальный план работы, который во многом зависит от степени и характера загрязнения фреонового контура посторонними примесями.
Эту информацию можно получить с помощью анализа проб масла компрессора. Для этого производится демонтаж компрессора, масло из которого сливается в чистую емкость, и производится его проверка на:
- цвет и запах масла;
- отсутствие посторонних включений;
- экспресс анализ масла на кислотность.
Масло должно быть прозрачным, с легким нерезким запахом.
Темное масло с резким запахом гари указывает на то, что компрессор перегревался, произошло разложение масла. Тест покажет высокую кислотность масла.
В этом случае необходима промывка всей фреоновой магистрали, включая трубопроводы внутреннего и наружного блоков и соединительной магистрали.
Если масло мутное и имеет зеленоватый оттенок, то тест на кислотность — положительный. Сопутствующие признаки — внутренние поверхности трубопроводов розового цвета (результат травления меди кислотой).
Анализ посторонних включений во многих случаях позволяет определить характер повреждения компрессора, например:
- наличие стальной или алюминиевой стружки указывает на повреждение шатунно-поршневой системы компрессора или клапанов, что может быть результатом нарушения системы смазки компрессора, гидроудара или заводского брака;
- наличие медной стружки указывает на брак монтажа или некачественные трубы;
- наличие хлопьев сажи — на короткое замыкание обмотки двигателя компрессора.
Замена компрессора без промывки блока возможна, если масло прозрачное, без посторонних включений, анализ на кислотность отрицательный.
Выполняются следующие работы.
- Монтаж нового компрессора в блок (чтобы исключить попадание окалины внутрь фреоновой магистрали, пайка выполняется с азотом, остатки флюса тщательно удаляются).
- Замена фильтра-осушителя.
- Тщательное вакуумирование блока.
- Заправка блока фреоном через жидкостной порт.
- Тестовый прогон блока на стенде.
- Монтаж наружного блока на месте установки кондиционера.
Замена компрессора с промывкой блока производится, если условия замены без промывки не выполняются, а именно — грязное или "кислое" масло, наличие в масле посторонних включений.
Сложность замены компрессора в этих условиях определяется большой вероятностью попадания загрязненного масла (распределенного по всем элементам фреоновой магистрали) обратно в компрессор.
Cтанция сбора |
Поэтому необходимо выполнить работы по промывке элементов фреонового контура.
Сложность конфигурации фреоновой магистрали компрессорно-конденсаторного блока и необходимость тщательного удаления промывочной жидкости из него требуют специального оборудования, оснастки и владения специальными навыками.
Процедура промывки выглядит следующим образом.
1. Фреоновый контур разбирается на составные части:
- входная магистраль;
- теплообменник;
- выходная магистраль.
2. Производится промывка каждой отдельной части.
3. Производится удаление промывочной жидкости из каждой составной части.
4. Производится сборка составных частей.
В качестве промывочной жидкости могут быть использованы фреоны R-11, R-113 или четыреххлористый углерод.
Промывочная жидкость должна отвечать следующим условиям:
- хорошо растворять минеральное масло и продукты его разложения;
- не быть агрессивной и ядовитой;
- иметь температуру кипения при атмосферном давлении выше 25°С.
Собственно процедура промывки заключается в том, что через промываемое устройство направляется поток промывочной жидкости с помощью специальной промывочной станции или баллона с промывочной жидкостью под давлением азота. Степень промывки контролируется визуально, по прозрачности вытекающей промывочной жидкости.
После промывки остатки промывочной жидкости удаляются продувкой азотом и тщательным вакуумированием.
Основной недостаток такого способа — большая трудоемкость, вызванная необходимостью разбирать компрессорно-конденсаторный блок на составные части и удалять из них остатки промывочной жидкости.
Станция сбора и регенерации, которая может быть использована как промывочная станция, существенно упрощает процедуру промывки и снижает трудозатраты.
В качестве промывочной жидкости в этом случае может быть использован фреон, на котором работал кондиционер.
Подготовка компрессорно-конденсаторного блока к промывке заключается в демонтаже компрессора, соединении трубопроводов всасывания и нагнетания, шунтировании расширительного устройства.
Дополнительно к станции необходимо иметь емкость для фреона с газовым и жидкостным кранами и комплект трубопроводов с запорной арматурой.
Антикислотные фильтры на магистраль всасывания |
В промытый одним из перечисленных способов блок монтируется компрессор, и проводятся испытания блока на стенде.
Процедуру промывки можно упростить, если использовать антикислотные фильтры на магистрали всасывания. Учитывая, что компрессор перекачивает фреон в определенном направлении, можно ограничиться промывкой участка фреоновой магистрали от антикислотного фильтра до входа в компрессор, а остальную "грязь" собрать на антикислотный фильтр. Однако одного фильтра в этом случае недостаточно, требуется замена первого фильтра примерно через 2 часа работы кондиционера.
Значительные временные затраты, необходимые для выполнения должным образом всех перечисленных процедур, на деле оборачиваются реальной экономией денег, что, в свою очередь, работает на авторитет ремонтника, обеспечивая надежную и безотказную работу отремонтированного оборудования.