Применение пластика в тепловых завесах - УКЦ

Из пластика сегодня делают практически все. Тепловые завесы — лишь одна из областей применения. Как оказалось, использование полиамидов имеет ряд неоспоримых преимуществ. Не говоря о том, что этот материал более экономичен.

Полиамиды в мире.


Обвинения, выдвигаемые поклонниками металла, стандартны: пластик сгорает, ломается, коробится под воздействием температуры и, в целом, считается ненадежным и дешевым материалом. Однако экспансия пластика практически во все высокотехнологичные отрасли показывает, что это не так.

Пластик и гиганты автомобилестроения.

Такие автомобильные гиганты, как BMW, Daimler Chrysler, Renault и другие также начали обращать внимание на преимущества полиамидных материалов. Так, промышленный пластик был использован при изготовлении кузова экспериментальной модели автомобиля Daimler Chrysler’s F400.

В ходовой части полиамиды использовались совместно со сталью и алюминием. Такой шаг позволил уменьшить вес машины примерно на 60%, сохранив при этом ее максимальную прочность и силу движения.

В новой Mazda 6 (изготовитель Mazda Motor Corp.) двери и фронтальные элементы отлиты из материала, в составе которого преобладают полипропилен и стекло. Полиамидные материалы подходят даже для изготовления коллекторов. Такая технология применяется, например, в автомобиле Audi A4.

Пластик в строительстве: столбы и мосты.


Принципиально новый опыт — применение пластика при изготовлении телеграфных столбов в США. Уже действует 512 миллионов пластиковых столбов, протянувших свои провода более чем на 33 миллиона километров. Среди главных преимуществ полиамидных конструкций — простота установки. В отличие от столбов из бетона и дерева, с инсталляцией пластиковых конструкций справляется один кран. При этом прочность изделий не утрачивается с годами, а их эксплуатация обходится практически в копейки.

Таким образом, полиамиды завоевывают практически все сферы производства. И если в таких областях, как медицина или пищевая промышленность, пластик давно стал незаменимым материалом, то, например, в строительстве его успех только намечается.

Сегодня широкий транспортный мост, полностью изготовленный из промышленного пластика (West Mill Bridge, Западная Европа), воспринимается, скорее, как диковинка. Но успех его эксплуатации гарантирует в ближайшем будущем широкое применение этой технологии по всему миру.

Пластик и климатическая техника.

Никого уже не удивляет, что из пластика изготавливаются внутренние, а теперь — и внешние блоки кондиционеров, фанкойлы и даже руф-топы. С момента начала производства пластиковых вентиляторов: центробежных, осевых и mixed-flow — металлические практически ушли с рынка. Пластиковые тепловые завесы успешно конкурируют с металлическими.

Налицо стремление производителей создавать более легкие товары, с улучшенными характеристиками, и использовать при этом менее дорогое сырье.

Пластик в тепловых завесах (на примере оборудования OLEFINI).

Рассмотрим основные во-просы, касающиеся использования пластика в тепловых завесах.

Прочность и вес пластика по отношению к металлу.

Научно-технические разработки в области полимеров уже сейчас позволяют в некоторых случаях превзойти такие свойства металла, как механическая прочность. Однако по тепловой завесе не бьют тяжелым молотом. В нашем случае, когда требуется не абсолютная, а удельная прочность (отношение прочности к плотности) — пластик в 4-6 раз выигрывает у металла. Это означает, что при одинаковой прочности вес пластиковых изделий может быть в 4-6 раз меньше аналогичных металлических. Таким образом, возможность и удобство монтажа значительно увеличиваются, а перевозка товара удешевляется.

Термостойкость завес из пластика.

В этом отношении пластик пока еще уступает металлу. Однако речь идет не об абстрактной проблеме «термостойкость пластика и металла». Мы говорим о конкретном вопросе использования пластика для изготовления корпусных деталей и ротора тепловых воздушных завес. С этой стороны использование полиамида нареканий не вызывает.

Рабочий температурный режим пластика 13°С.

Температура ТЭНа в тепловых завесах с электрическим обогревом у металлических завес обычно не превышает 100°С, а у «водяных» завес температура нагрева воды составляет 60-80°С.

Например, рабочий температурный режим ТЭНа у тепловых завес OLEFINI (пластиковые завесы) — 80-90°С. То есть по теплоотдаче такая завеса практически не отличается от металлической.

 

Соотношение прочности и плотности промышленного полиамида РА-66, армированного стекловолокном или углеволокном, по соотношению к металлу

 

Вентилятор и корпус завесы производятся из материалов, деформация которых начинается при температуре выше 180°С (то есть в 2 раза выше нормальной), а их обычным рабочим режимом является температура 110-130°С. Достаточно сказать, что такой пластик активно используется в авиационной и космической промышленности, где требования по термостойкости и прочности являются одними из основных.

Тройная системы защиты от перегрева корпуса.

Все тепловые завесы с испо-льзованием пластика имеют надежную систему защиты от перегрева, состоящую из 3-6 термодатчиков, которые прерывают подачу электроэнергии на тепловой элемент при температуре выше 750С, то есть при температуре в 50% от максимальной. Предусмотрены некоторые другие защитные свойства, такие как автоматическое охлаждение ТЭНов даже при выключении завесы с помощью кнопки ON/OFF.

Безынерционный нагревательный элемент.

В настоящий момент производители пластиковых завес перешли на производство моделей с безынерционным, мгновенно остывающим ленточным нагревательным элементом на нихромовой основе. Ленточный нагревательный элемент обладает маленькой массой, то есть низкой теплоемкостью. Так что даже при внезапном отключении электроэнергии такая тепловая завеса будет надежно защищена как от перегрева корпусных деталей, так и от сгорания нагревательного элемента.

Пластик не возгорается.

И последний аргумент в пользу термостойкости пластиковых завес. Используемый при производстве завес пластик относится к категории V0, то есть является несамовозгораемым. Иными словами, он может загореться только от открытого пламени. Однако, при наличии такового, металлическая завеса, имеющая как минимум неметаллическую электронно-электрическую схему, будет иметь такую же судьбу, как и пластиковая. Так что вопрос в данном случае заключается не в материале, из которого изделие изготовлено, а в соблюдении элементарных требований безопасности.

Долговечность, дизайн, цвет, отсутствие коррозии.

Существуют и другие, более очевидные преимущества пластика перед металлом:

  • пластик не подвержен коррозии;
  • он обладает низким коэффициентом трения, который обеспечивает долговечность таких элементов в вентиляторах завесы, как подшипники качения. Они производятся из термопластикового соединения высокой выносливости. За счет этого пластиковая завеса живет дольше; – высокая изоляционная способность. В пластиковой тепловой завесе, в отличие от металлической, отсутствует возможность поражения электрическим током;
  • работа с пластиком дает широкий простор для дизайнерских решений. Благодаря легкой работе с этим материалом, можно создавать тепловые завесы любых типоразмеров, форм и расцветок.

Тем не менее слепое поклонение полиамидам — такая же глупость, как и слепое поклонение металлу. Это прекрасно понимают производители пластиковых завес.

Именно поэтому:

  • те элементы завес, которые необходимо делать только из металла, делаются только из металла;
  • при изготовлении цельнопластиковых завес — никогда полностью не копируется металлический аналог. Каждая деталь такой завесы подвергается изначальному конструированию, вплоть до изготовления образца и обязательного его испытания;
  • в тех случаях, когда пластиковый аналог принципиально невозможен, производители пластиковых завес используют нержавеющую сталь.

Прогресс нельзя остановить, но его можно ускорить. Пластиковые завесы — это принципиально новый взгляд на казалось бы давно знакомые проблемы.